Я́ковлев Юрий Васильевич (р. 1928), актёр, народный артист СССР (1976). С 1952 в Театре им. Вахтангова. Актёр широкого диапазона, обладающий точным ощущением жанра и стиля; игре свойственны лёгкость и грация, в драматических ролях - тонкий психологизм, эмоциональная насыщенность. Среди ролей: Альтман («Город на заре» А. Н. Арбузова), Майор («Дамы и гусары» А. Фредро), Чехов («Насмешливое моё счастье» Л. А. Малюгина), Каренин («Анна Каренина» по Л. Н. Толстому), Дудукин («Без вины виноватые» А. Н. Островского). Снимался в фильмах: «Идиот», «Человек ниоткуда», «Гусарская баллада», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (телефильм), «Воровка» и др. Государственная премия СССР (1979), Государственная премия Российской Федерации (1994).
* * *
ЯКОВЛЕВ Юрий Васильевич - Я́КОВЛЕВ Юрий Васильевич (р. 25 апреля 1925, Москва), российский актер. Народный артист СССР (1976). Государственная премия СССР (1979). Государственная премия России (1994).
Родился в семье юриста. Учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже. В 1952 окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс Ц. Л. Мансуровой (см. МАНСУРОВА Цецилия Львовна)) и сразу же был приглашен в Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова.
Первая настоящее выступление в театре - острохарактерная, гротескная роль заморского королевича в сказке С. Маршака «Горя бояться - счастья не видать» (1954), которая стала эскизом для одной из звездных ролей Яковлева - старого майора в спектакле «Дамы и гусары» (1960). Уже в этой постановке проявился незаурядный комедийный талант актера (спектакль с Яковлевым в главной роли продержался в репертуаре театра более двадцати лет - редкий случай). В 1963 была возобновлена знаменитая вахтанговская постановка «Принцесса Турандот», где актер с блеском сыграл буффонного Панталоне. Образ Чехова, созданный Яковлевым в спектакле «Насмешливое мое счастье» по пьесе Л. Малюгина (см. МАЛЮГИН Леонид Антонович) (1965) стал этапным в его творческой биографии. Чеховская тема всегда занимала в судьбе Яковлева особое место. Актер играл Чехова и на сцене и на экрнае, перечитал по радио множество его рассказао, участвовал в пятисерийном документальном фильме «Путешествие к Чехову», где был одним из ведущих вместе с В. Я. Лакшиным. (см. ЛАКШИН Владимир Яковлевич)
В 1968 сыграл сложнейшую роль Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по А. Н. Островскому, продемонстрировав органическую способность к перевоплощению. Актер создал одновременно сразу несколько характеров, решив всю роль в сатирическом ключе.
В 1960-1980-е годы создал свои лучшие роли не только на театральной сцене, но и в кино (начал сниматься в 1955). Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные. В 1975 спектакле югославского режиссера Мирослава Беловича «Господа Глембаи» Яковлев поразил зрителя в роли рефлексирующего сербского интеллигента Леона Глембаи, сыграв его темпераментно, страстно, почти на грани нервного срыва. В 1983 режиссер Р. Г. Виктюк (см. ВИКТЮК Роман Григорьевич) поставил на сцене Вахтанговского театра свой вариант романа Л. Толстого «Анна Каренина», пригласив на роль Каренина Яковлева, у которого нашлись краски показать одного из главных толстовского романа любящим, страдающим и мучающимся человеком. На счету актера более 60 театральных работ. Среди других ярких ролей: Казанова («Три возраста Казановы»), Прокофьев («Уроки мастера») и др. И в 1990-е постсоветские годы Яковлев продолжает работать в театре. Одной из самых театральных его работ стала роль мецената Дудукина, беззаветно преданного театру, в спектакле по пьесе А. Н. Островского «Без вины виноватые» (постановка П. Н. Фоменко (см. ФОМЕНКО Петр Наумович), 1993). Яковлев - настоящий вахтанговец, наделенный яркой театральностью и одновременно пронизывающий все свои роли лирической интонацией, едва уловимой яковлевской грустью.
Яковлев много снимался в кино и на телевидении, и массовому зрителю он прежде всего знаком по своим знаменитым киноролям, психологически углубленных и эксцентрично-гротескных - князь Мышкин («Идиот», 1958), поручик Ржевский («Гусарская баллада», 1962), Ипполит («Ирония судьбы, или С легким паром», 1975) и некоторым др. Яковлева-киноактера отличает органичность, природное обаяние, глубокого тембра полный обертонов голос. Свою способность внутреннего и внешнего перевоплощения Яковлев с особой силой проявил в одной из первых своих киноролей, сыграв князя Мышкина в экранизации романа Ф. М. Достоевского «Идиот» (постановка И. А. Пырьева, (см. ПЫРЬЕВ Иван Александрович) 1958). К сожалению, фильм остался незаконченным (была снята только первая серия). Яковлев сыграл не больного, а совестливого, доброго человека, отвергнутого обществом стяжательства и жажды наживы. Запомнились глаза Мышкина крупным планом, исполненные боли и любви к людям. Следуя великой традиции русского искусства, Яковлев всегда нащупывает нравственную константу, духовный мир его героев необыкновенно богат.
Снялся также в фильмах «Время сыновей» (1986), «Танцующие призраки» (1992), «Восток-Запад» (1999) и др.
Яковлев удостоен премии «хрустальная Турандот» (1998) и премии Деловых кругов премии «Кумир» за высокое служение искусству (1999). В 1997 в издательстве «Искусство» вышла книга мемуаров актера «Альбом судьбы моей».